СтройМетПроект

3d детали сложной формы

В этом упражнении создается зубило с использованием возможностей построения элемента по сечениям.

Элемент по сечениям — это основание, бобышка или вырез, созданные путем соединения нескольких поперечных сечений или профилей.

В этом упражнении демонстрируется следующее:

  • Создание плоскостей
  • Рисование, копирование и вставка профилей
  • Создание твердотельного элемента путем соединения профилей (построения элемента по сечениям)

Построение плоскостей

Построение элемента по сечениям следует начать с рисования эскизов профилей на гранях или плоскостях. Можно использовать существующие грани и плоскости или создать новые плоскости.

  1. Нажмите Создать  и откройте новую деталь.

Плоскости в модели SolidWorks не всегда видимы. Однако их можно показать на экране. Для этого упражнения пригодится изображение плоскости Спереди.

  1. Нажмите Вид и выберите Плоскости. Нажмите правой кнопкой мыши на плоскость Спереди в дереве конструирования FeatureManager и выберите Отобразить.

Плоскость Спереди появится в графической области.

  1. Сохраняя плоскость Спереди выбранной, нажмите Справочная геометрия  на панели инструментов «Элементы», затем нажмите Плоскость  на плавающей панели инструментов “Справочная геометрия”.

Появится окно Плоскость PropertyManager (Менеджера свойств). В графической области появится предварительный вид новой плоскости — Plane1 (Плоскость1). В окне группы Выбранные элементы плоскость Спереди отобразится в окне Справочные объекты .

  1. Установите для параметра Расстояние  значение 25, затем нажмите OK .

Новая плоскость, Plane1 (Плоскость1), создается перед плоскостью Спереди.

Плоскости, используемые в построении элементов по сечениям, необязательно должны быть параллельными, но в этом упражнении они параллельны.

  1. Сохраняя Plane1 (Плоскость1) выбранной, нажмите кнопку Плоскость  еще раз и добавьте другую параллельную плоскость на расстоянии 25 мм. (Это — Plane2 (Плоскость2)).
  1. Другой метод создания параллельной плоскости — это копирование существующей плоскости. Выберите в графической области Plane2 (Плоскость2) и, удерживая нажатой клавишу Ctrl, перетащите ее, расположив перед Plane2 (Плоскостью2).

Тащите за кромку или метку, но не за маркеры. Если тащить за маркер, изменится размер отображаемой плоскости.

Создается другая параллельная плоскость — Plane3 (Плоскость3).

  1. Чтобы установить расстояние смещения для новой плоскости, задайте для параметра Расстояние  значение 40 в окне Плоскость PropertyManager (Менеджера свойств).
  1. Нажмите OK .

Графическая область должна выглядеть подобно этому изображению.

Рисование эскизов профилей

Рукоятка зубила создается путем создания элементов по сечениям из эскизов простых профилей.

  1. Нажмите на плоскость Спереди в дереве конструирования FeatureManager или в графической области, затем нажмите кнопку Эскиз .

Ориентация вида изменится на вид Спереди .

  1. Нарисуйте квадрат со стороной 60 мм и нанесите размер, как показано на рисунке.
  1. Нажмите кнопку OK .

После добавления размеров можно расположить текст размера по центру между выносными линиями. Нажмите правой кнопкой мыши и выберите Параметры отображения, Размер по центру. Если передвинуть размер, не перетаскивая его за выносные линии, текст останется выровненным по центру.

  1. Закройте эскиз.
  2. Откройте эскиз на Plane1 (Плоскости1) и нарисуйте окружность с центром в исходной точке.

Создается впечатление, что эскиз рисуется поверх первого эскиза. Однако первый эскиз находится на плоскости Спереди, и на него не влияют эскизы, выполняемые на Plane1 (Плоскости1) — параллельной плоскости, находящейся перед ней.

  1. Укажите диаметр окружности, равный 50 мм.
  1. Закройте эскиз.
  2. Откройте эскиз на Plane2 (Плоскости2) и нарисуйте окружность с центром в исходной точке. При перетаскивании совместите диаметр

окружности с вершиной квадрата. (Следите за формой указателя .)

  1. Закройте эскиз.

Копирование эскиза

Для того чтобы создать еще один профиль, можно скопировать эскиз из одной плоскости в другую.

  1. Нажмите Стандартные виды  и выберите Изометрия , чтобы просмотреть, как выстроены эскизы.

Если эскиз находится не на той плоскости, можно сменить плоскость. Правой кнопкой мыши нажмите на эскиз в дереве конструирования FeatureManager или в графической области и выберите Редактировать плоскость эскиза. Выберите новую плоскость для эскиза, затем нажмите OK  в окне Плоскость эскиза PropertyManager (Менеджера свойств).

  1. Нажмите на Sketch3 (Эскиз3) (большая окружность) в дереве конструирования FeatureManager или в графической области.
  2. Нажмите кнопку Копировать  на панели инструментов “Стандартная”.
  3. Нажмите на Plane3 (Плоскость3) в дереве конструирования FeatureManager или в графической области.
  4. Нажмите кнопку Вставить  на панели инструментов “Стандартная”.

Когда эскиз вставляется на плоскость, новый эскиз создается автоматически на этой плоскости.

  1. Сохраните деталь как sldprt.

Создание элемента по сечениям

Теперь воспользуйтесь функцией Бобышка/основание по сечениям  для создания твердотельной модели на основе профилей.

  1. Нажмите кнопку Бобышка/основание по сечениям на панели инструментов «Элементы».
  2. В окне группы Параметры отключите параметр Предварительный просмотр.

В этом случае отключается предварительный просмотр в режиме Закрасить, но показывается, как будут соединены профили.

  1. В графической области укажите одно и то же место на каждом профиле (например, правую верхнюю сторону) и выберите эскизы в той последовательности, в которой необходимо их соединить.

На предварительном изображении показывается, как будут соединены профили. Система соединяет точки или вершины, ближайшие к указанному месту.

  1. На предварительном изображении просмотрите, как будут соединены профили.
  • Если эскизы соединяются не в той последовательности, можно воспользоваться кнопками Переместить вверх  или Переместить вниз  в группе Профили в окне PropertyManager (Менеджера свойств) для расстановки их в требуемом порядке.
  • Если на предварительном изображении видно, что соединяются не те точки, нажмите правую кнопку мыши в графической области, выберите Удалить выбранные элементы и выберите профили снова.
  1. Для просмотра предварительного изображения твердотельного основания выберите параметр Предварительный просмотр.
  2. Нажмите OK , чтобы создать твердотельную модель.

Создание элемента — бобышка по сечениям

Для построения заостренного конца зубила создается еще один элемент по сечениям.

  1. Удерживая нажатой клавишу Ctrl, перетащите плоскость Спереди для создания параллельной плоскости за исходной плоскостью Спереди.

Появится окно Плоскость PropertyManager (Менеджера свойств).

  1. Установите для параметра Расстояние  значение 200.
  2. Выберите Реверс направления, затем нажмите кнопку OK .
  3. Нажмите кнопку Скрыть невидимые линии .
  4. Нажмите Стандартные виды  и выберите Перпендикулярно .
  5. Откройте эскиз на Плоскость4, затем нарисуйте узкий прямоугольник и укажите его размеры, как показано на рисунке.
  1. Закройте эскиз.

Теперь завершим создание второй бобышки по сечениям.

  1. Переключитесь в вид Изометрия  и нажмите Бобышка/основание по сечениям .
  2. В окне группы Параметры отключите параметр Предварительный просмотр.
  3. Выберите квадратный профиль:
  • Поместите указатель на боковую часть элемента по сечениям, вблизи нижнего правого угла.
  • Нажмите правую кнопку мыши, выберите Выбрать другой, затем нажмите левую кнопку мыши.

Будет выбран квадрат, как показано на рисунке.

ВНИМАНИЕ! Выбрать другой

Для выбора кромки или грани, находящихся за ближайшей поверхностью (скрытая кромка или грань), нажмите правую кнопку мыши и выберите Выбрать другой в контекстном меню.

Появится указатель Yes/No  (Да/Нет). При наведении курсора, с нажатием правой кнопки мыши (N), можно циклически перемещаться по кромкам или граням под указателем, высвечивая каждую из них по очереди.

Когда высветится нужная кромка или грань, нажмите кнопку мыши (Y).

  1. Нажмите в нижнем углу эскиза узкого прямоугольника . На предварительном изображении просмотрите, как будут соединены два профиля.
  1. Нажмите кнопку OK .
  2. Переключитесь в вид Закрасить с кромками  и сохраните деталь.