Наносим вспомогательные прямые в программе Компас 3D
В любом конструкторском курсе обучения, учат использовать тонкие вспомогательные линии, при создании чертежей. Раньше их наносили на кульмане, а затем вытирали из готового документа.
Сейчас используют электронные программы для чертежа, но нужность вспомогательных линий даже не обговаривается. Хотя в Компас 3D с ними работать даже проще, чем на классическом кульмане. Вспомогательные линии используют для формирования нужных связей, разметки чертежа, создания определенных границ.
Программа позволяет создавать вспомогательные прямые несколькими способами, опять же, это очень удобно, так как порой применяется одни, а в другой ситуации иной способ нанесения вспомогательных линий.
1. Создание прямой линии, используя две точки.
Один из популярнейших способов. Для активации, необходимо открыть главное меню Инструменты – Геометрия — Вспомогательные прямые — Вспомогательная прямая.
Либо можно нажать в панели Геометрия-Вспомогательная прямая.
Зададим нашу линию, щелкнув левой клавишей на листе, так задав первую точку, затем укажем конечную точку линии. При этом, программа сама сформирует нужный угол наклона, для создаваемой прямой линии. Однако, вы можете изменить угол, введя свои значения в окошке снизу, после чего достаточно нажать Enter.
Вспомогательная линия сформирована, теперь необходимо нажать на знакомый значок Прервать команду, расположенный в панели свойств. Впрочем, активировать эту команду, завершив работу с линией можно и простым правым кликом мышки, а затем выбором соответствующего пункта в выпадающем меню.
Используя базовую точку, вы можете создать бесконечное число прямых линий, идущих под любыми углами. Кстати, если у вас есть координаты или с координатной сеткой работать удобнее, то вы всегда можете задать нужные значения в меню снизу. Вы поместите прямую линию, без всяких подгонок на листе.
Стоит обратить внимание на группу Режимы, в ней имеется два важных переключателя. Первый активен при стандартном запуске — Не ставить точки пересечения, а второй можете выбрать сами — Ставить точки пересечения. Используя эту настройку, вы можете автоматически ставить точки на любых пересечениях, без дополнительных опций и ручной простановки.
Однако тут необходимо указать стиль Вспомогательная. Кстати, чтобы удалить все вспомогательные элементы, с готового чертежа достаточно активировать пункт в основном меню Редактор-Удалить-Вспомогательные кривые и точки. Работу с тчками на кривых мы подробно рассмотрели в уроке №3.
2.Наносим горизонтальную прямую
Можно построить вспомогательные линии, используя горизонтальные прямые. Откроем уже знакомое меню Инструменты-Геометрия-Вспомогательные прямые-Горизонтальная прямая.
Более быстрый вариант, используя компактную панель, выбрать Геометрия -Горизонтальная прямая. Однако, на базовой панели не будет видна на экране, чтобы исправить положение, нажмите кнопку вспомогательных прямых и удерживайте ее некоторое время.
Осталось при помощи щелчка левой клавишей указать нужную точку, через которую и пропустим нашу прямую линию. Вы можете создать любое число горизонтальный линий. Для завершения работы, достаточно нажать Прервать команду в панели свойств или в выпадающем меню, по правой клавише мыши.
Также нужно запомнить, что горизонтальная прямая линия всегда параллельна текущей оси абсцисс. Однако при установки горизонтальных прямых, с использованием повернутой системы координат, они будут не горизонтальными уже на листе.
3. Наносим вертикальную прямую линию.
Общий механизм вызова механизма нанесения линий абсолютно идентичен выше описанному, за исключением выбора Вертикальная прямая.
Впрочем, тут нужно помнить несколько важных вещей. Создаваемая вертикальная прямая всегда параллельна только действующей оси координат, тут случай идентичен с горизонтальной прямой линией. Поэтому, если у вас измененная система координат, вертикальные прямые линии не будут параллельными листу.
4. Создаем параллельную прямую линию.
Построить параллельную прямую линию можно только при наличии любого объекта на листе. Именно этим линиям мы и создадим параллель. Причем, в качестве объектов для привязки, может выступать абсолютно любой объект, от прямых и вспомогательных линий, до граней многоугольных объектов. Итак, давайте в рамках урока, за основную возьмем горизонтальную прямую, которая идет от начала координат на нашем листе.
Вызов параллельной прямой линии идентичен, откройте Инструменты – Геометрия — Вспомогательные прямые — Параллельная прямая.
Либо используйте компактную панель, тут необходимо вызвать Геометрия-Параллельная прямая.
Теперь укажем базовый объект, к которому и проведем параллельную линию. В качестве объекта, как условились выступает горизонтальная прямая линия, выберите ее мышью. Затем, необходимо задать расстояние, на котором будет находиться наша параллельная линия. Внизу можно указать числовое значение, например 30 мм, либо оттяните прямую мышью, на нужное расстояние.
При задании расстояния числами, система предложит две фантомные линии, на одинаковом расстоянии. Это можно отключить, если в свойствах Количество прямых — Две прямые убрать активацию, переведя ее в создание одной прямой линии.
Для фиксации созданной линии достаточно выбрать активный фантом, при помощи мыши и нажать на кнопку создать объект. Когда необходимо создать обе линии, еще раз нажмите создать объект, а затем прервите команду.
Когда необходимо построить новую параллельную линию, но возле другого объекта, достаточно нажать на кнопку Указать заново. Теперь, можно указывать новый объект и строить линию, способом описанным в рамках этой главы урока.
Вот собственно и все, в уроке мы раскрыли основы создания вспомогательных прямых линий.
Используем касательные и перпендикулярные вспомогательные прямые в Компас 3D.
В этом уроке, мы углубимся в изучение вспомогательных прямых линий, которые наносятся в программе Компас 3D. В прошлом уроке, мы сконцентрировались, на простых, вспомогательных линиях, а в этом рассмотрим касательные и перпендикулярные прямые линии.
Построить прямую перпендикулярную другому объекту можно при помощи команды Перпендикулярная прямая, которая находится в Инструменты-Геометрия-Вспомогательные прямые-Перпендикулярная прямая. Либо можно вызвать при помощи компактной панели, по уже знакомому алгоритму, через Геометрия-Перпендикулярная прямая.
Теперь можно нанести линию на лист, для прямой линии необходим базовый объект, это может быть фигура или другая линия. Давайте создадим кривую, чтобы в рамках урока рассмотреть все варианты работы. После создания, при помощи пункта Перпендикулярная прямая вызываем инструмент и указываем мышью базовый объект. Помимо самого объекта, для привязки, необходимо указать конкретную точку, от которой будет высчитываться перпендикуляр.
Механизм наглядно показан на рисунке примере. Помимо основной линии, программа строит фантомы, как варианты, доступные для выбора. Вам достаточно лишь выбрать наиболее подходящую линию и удерживая нажатой клавишу вызвать Создать объект.
Как только вы нажмете эту кнопку, следующий по очереди фантом, также станет выделенным, стоит вам нажать на кнопку Создать объект вновь, то он также будет нанесен на лист. Когда вы завершите построение перпендикулярных прямых линий, достаточно будет выбрать Прервать команду или нажать на горячую клавишу Esc.
Схема перемены типа основного объекта идентичен уже известному вам, по прошлому уроку. Достаточно лишь выбрать кнопку Указать заново и выбрать нужный основной объект, для построения перпендикуляра.
Строить касательную прямую тоже довольно просто. Для начала необходимо вызвать саму прямую, через компактную панель Геометрия-Касательная прямая через внешнюю точку.
Либо открыв в главном меню Инструменты-Геометрия-Вспомогательные прямые-Касательная прямая через внешнюю точку.
Однако касательной прямой линии необходим основной объект. Создадите его сами, к примеру, выбрав овал произвольной формы. Теперь вызываем команду Касательная прямая через внешнюю точку по вышеописанному пути и указываем ему созданный объект, для построения прямой, а также точку, которая станет нулевыми координатами для нашей прямой линии.
Традиционно, программа из точки проведет несколько фантомных линий до целевого объекта. Вам останется выбрать нужный и использовать кнопку Создать объект.